Общее недоразвитие речи (ОНР)

Описание

Общее недоразвитие речи (ОНР)Известно, что в норме ребенок к пяти годам уже может свободно говорить и строить довольно сложные предложения. У малыша формируется хороший словарный запас, он может склонять слова, правильно ставить окончания в своей устной речи, формируется нормальное звукопроизношение.

Однако подобная картина бывает не всегда. У некоторых детей наблюдается та или иная степень недоразвития речи, при этом интеллектуально они ничем не отличаются от своих сверстников. Такое нарушение всех составляющих частей речи называют общим недоразвитием речи (ОНР).

Проявления ОНР зависят от того, насколько сформирована речевая система у пациента. Ребенок может совсем не говорить, а может говорить довольно связно и логично, но с элементами небольшого фонетического или грамматического недоразвития.

Диагноз ставят на основании результатов специального логопедического обследования. Коррекция ОНР включает в себя мероприятия, направленные на повышение словарного запаса, развитие понимания чужой речи, формирование полноценного произношения букв, звуков, слов, предложений и ряд других.

Формы ОНР

Выделяют следующие формы неразвитости речи:

  1. ОНР 1 уровня. У ребенка полностью отсутствует связная речь. В медицинской сфере характеристика ОНР данного уровня звучит как «безречевые дети». Ребенок пытается донести свои мысли до окружающих при помощи жестов или крайне невнятной, упрощенной речи.
  2. ОНР 2 уровня. У больного развита начальная речь, но словарный запас у детей с ОНР крайне беден. Ребенок неправильно произносит большинство слов, допуская ошибки. Максимум, что может пациент с данной стадией заболевания — составить и произнести максимально простое предложение из нескольких слов.
  3. Общее недоразвитие речи 3 уровня. Пациент неплохо умеет составлять предложения, но произносит слова с ошибками, а смысл предложений может быть непонятен окружающим.
  4. ОНР 4 уровня. Пациент разговаривает хорошо, умеет составлять предложения. Речь ребенка с ОНР на этой стадии практически не отличается от ровесников. Проблемы появляются лишь при составлении длинных фраз.
Формы общего недоразвития речи
Формы ОНР

Помимо этого, в медицине принята классификация, согласно которой выделяют следующие виды заболевания:

  • неосложненное ОНР — наблюдается при незначительном нарушении мозговой деятельности;
  • осложненное ОНР — диагностируется на фоне того или иного психиатрического или неврологического нарушения;
  • общее недоразвитие речи у детей, связанное с патологиями речевых центров мозга.

Причины общего недоразвития речи

Обычно причинами развития данной патологии являются различные провоцирующие факторы, которые могут воздействовать на организм ребенка в различные периоды его жизни.

К таким факторам относят:

  • наследственная предрасположенность — вероятность развития ОНР возрастает, если у родителей имеются гормональные расстройства, психические заболевания, умственная отсталость, резкие нарушения метаболизма;
  • проблемы во время беременности — резус конфликт организма матери и плода, вирусные заболевания матери, угрозы выкидыша, падения на живот, наличие вредных привычек (злоупотребление алкоголем, табакокурение), сильные стрессы, прием некоторых лекарственных препаратов во время беременности;
  • осложнения при родах (затяжные или слишком быстрые роды, кесарево сечение, асфиксия плода, механические травмы, полученные малышом во время прохождения по дыхательным путям и так далее);
  • некоторые болезни, перенесенные ребенком в первые годы жизни (менингит, пневмония, дизентерия, хронический отит, ушибы и сотрясения мозга, интоксикация организма в результате отравления и ряд других);
  • влияние социальных факторов (раннее начало изучения второго языка, неправильное воспитание, сильные длительные стрессы, психические травмы, плохие бытовые условия и так далее).

В чистом виде ОНР наблюдается нечасто. Обычно заболевание сопровождается нервно-психическими нарушениями, а также соматическими проблемами.

Неполноценная речь или ее полное отсутствие оказывают отрицательное влияние на общее развитие ребенка, формирование его коммуникативных навыков, интеллекта.

Симптомы ОНР

Симптомы ОНРПри ОНР наблюдается нарушение всех речевых навыков. Связная речь у детей с ОНР отсутствует. При разговоре ребенок допускает элементарные ошибки, которых уже не должно быть в его возрасте.

Динамика речи у таких детей отстает от развития их психики. При этом в общем развитии дошкольники с ОНР практически не уступают своим ровесникам. Они активно осваивают окружающий мир, адекватно реагируют на различные ситуации, играют с родителями и другими детьми, понимают, что им говорят окружающие.

Типичными проявлениями ОНР детей старшего дошкольного возраста являются:

1. В психологическом развитии:

  • рассеянное внимание, пониженная концентрация;
  • плохо развитая память, не запоминание чужой речи;
  • нарушение необходимого алгоритма действий, неспособность запомнить довольно простые инструкции;
  • затруднение при попытке анализа признаков и свойств предметов, их сравнения друг с другом.

2. В речи:

  • непонятная, неразборчивая речь или ее полное отсутствие;
  • ребенок поздно начинает говорить (в 3-5 лет);
  • небольшой для его возраста словарный запас;
  • неправильное построение фраз и предложений.

3. В развитии моторики (мелкой и крупной):

  • потеря ориентации во времени и пространстве при выполнении специальных заданий на движение;
  • неточное выполнение необходимых движений;
  • отсутствие чувства ритма;
  • нарушение координации;
  • частое застывание в одном положении, заторможенные действия.

Диагностика ОНР

На начальном этапе обследования детей с ОНР логопед проводит сбор анамнеза, в ходе которого он изучает медицинскую карту ребенка, а также проводит опрос матери. Специалиста интересует, не было ли каких-либо проблем со здоровьем во время беременности, как проходили роды, чем болел ребенок в первые годы жизни и так далее.

После этого специалист приступает к анализу устной речи ребенка. Во время этого обследования выявляют:

  • каков словарный запас у ребенка и соответствует ли он его возрасту;
  • способен ли малыш складывать слова в предложения, пересказывать чужую речь, сочинять маленькие рассказы на основе показанных ему картинок;
  • способность правильно связывать слова друг с другом, склонять их, изменять окончания.

После этого логопед приступает к изучению строения речевого аппарата пациента для выявления возможных органических нарушений, которые мешают ребенку нормально говорить.

После завершения всех обследований специалист ставит окончательный диагноз, определяет степень заболевания и назначает необходимые терапевтические мероприятия.

Лечение

Коррекция общего недоразвития речиКоррекция общего недоразвития речи у дошкольников включает в себя различные методики, которые направлены на улучшение устной речи, внимания, памяти, концентрации, словарного запаса ребенка.

Например, занятия для детей с ОНР первого уровня строятся на том, что малыши повторяют за логопедом различные звуки, затем учатся складывать буквы в слоги и слова.

На следующем уровне обучения пациент должен научиться различать понятия вопрос и ответ. Ребенок должен научиться правильно формулировать вопросы, осознанно отвечать на вопросы взрослых.

При недоразвитии второго уровня пациентов обучают коротким рассказам и стихам. Также малыши должны уметь описывать показываемые им картинки, идентифицировать предметы, изображенные на них, определять их цвет, форму, величину.

Коррекция ОНР третьего уровня включает в себя пересказ прочитанных ребенку текстов, самостоятельное построение предложений, придумывание историй. Детей также учат вести рассказ от разных лиц.

Помимо всего вышеперечисленного для преодоления ОНР могут быть назначены специальные упражнения для преодоления дефектов речи, проводиться обучающие игры и так далее. При четвертом уровне заболевания провести коррекцию устной речи проще всего, но это не значит, что с ребенком не нужно заниматься.

Помимо традиционных занятий по улучшению качества речи большое значение имеет логопедический массаж. Его должен выполнять врач. Частота проведения данной процедуры — 2-3 раза в неделю. Этого вполне достаточно для получения необходимого эффекта.

Медикаментозная терапия в основном направлена на улучшение функционирования мозга. С этой целью пациенту назначают препараты для стимуляции нервной ткани и мозгового кровообращения.

Чем раньше будет выявлено недоразвитие речевых навыков и начато лечение, тем благоприятнее прогноз и тем выше шансы ребенка на полное выздоровление. При отсутствии лечения ОНР может стать препятствием для обучения ребенка письму и чтению.

Огромную роль в своевременном выявлении заболевания играют родители ребенка. Именно они чаще всего первыми обнаруживают проблемы с речью у ребенка и отводят его к специалисту для проведения обследования.

Следует помнить, что если в возрасте трех лет и старше ребенок не начал говорить, не воспринимает обращенные к нему слова или говорит, но так, что его никто не может понять, то необходимо немедленно обратиться к специалисту и начать лечение. Самостоятельно справиться с этой проблемой, скорее всего не удастся.

Прогноз

Прогноз заболевания зависит от степени расстройства речи и адекватности проводимого лечения. ОНР четвертого уровня обычно довольно легко поддается коррекции, ребенок может учиться в обычной школе и ни в чем не отстает от своих ровесников.

Недоразвитие третьего уровня требует специальных занятий с логопедом и обучения в коррекционном классе, так как в обычной школе у ребенка могут возникнуть трудности с адаптацией и обучением. Прогноз на этой стадии благоприятный.

При недоразвитии 2-1 уровня ребенок должен обучаться в специальной школе, так как для его адаптации и лечения требуются особые навыки, которыми не обладают обычные педагоги.

Профилактика ОНР

Для того чтобы свести вероятность развития данной патологии у ребенка к минимуму следует соблюдать следующие рекомендации:

  • во время беременности необходимо отказаться от злоупотребления алкоголем и табакокурения, соблюдать все рекомендации врачей, избегать падений и травм (особенно на живот);
  • после рождения необходимо следить за здоровьем ребенка, стараться не допускать тяжелых соматических заболеваний;
  • заниматься с ребенком, следить за его речью, исправлять неправильное произношение;
  • при обнаружении первых подозрительных признаков обратиться к специалисту и пройти обследование — это поможет вовремя начать лечение, что существенно улучшит прогноз заболевания.

Здоровья вам и вашим детям!