Дисграфия

Описание

Дисграфией называют частичное нарушение способности к письменной речи. Заболевание проявляется повторяющимися ошибками при письме, от которых можно избавиться, только пройдя специальный коррекционный курс лечения.

Данная патология быть одним из симптомов афазии, алалии, недоразвития речи. Коррекция дисграфии заключается в проведении различных реабилитационных мероприятий, которые направлены на устранение дефектов речи и письма.

Виды дисграфии

Наиболее часто встречаются следующие формы заболевания:

  • акустическая дисграфия — проявляется тем, что у человека нарушен процесс распознавания звуков;
  • оптическая форма — проявляется пространственной и зрительной неразвитостью;
  • аграмматическая дисграфия — у пациента возникают проблемы с грамотным построением речи, и наблюдается недостаточное лексическое развитие;
  • артикуляционно-акустическая дисграфия — проявляется трудностями в произношении различных звуков, а также нарушением их восприятия на слух.

Следует отметить, что на практике редко встречается какой-либо из вышеперечисленных видов заболевания в чистом виде. В большинстве случаев дисграфические ошибки имеют смешанную форму, с преобладанием одного из видов.

Дисграфия у ребенка

Причины дисграфии

Точную этиологию данной патологии установить довольно сложно. На нарушение процесса письма могут повлиять самые разные факторы. Основным из них является неправильное формирование мозга. Также считается, что причиной заболевания может стать наследственная предрасположенность.

Кроме этого, довольно часто признаки болезни обнаруживают у детей, которые владеют двумя и более языками.

К нарушению письма могут привести некоторые соматические патологии, а также функциональные нарушения, которые вызывают задержку развития психики и речи ребенка.

Причиной дисграфии может стать недоразвитие или повреждение мозга. Это может случиться во время внутриутробного развития ребенка, при родах или после них.

Данная патология может возникнуть под влиянием следующих причин:

  • асфиксия плода;
  • болезни матери во время беременности;
  • менингит;
  • инфекционные заболевания;
  • травмы головы, полученные при родах;
  • тяжелые соматические патологии, в результате которых нарушается работа нервной системы.

Помимо этого, существует ряд дополнительных факторов, которые могут вызвать проблемы с письменной речью у ребенка. К ним относят:

  • недостаток вербальных контактов;
  • знание ребенком двух и более языков;
  • раннее обучение чтению и письму при недостаточной психологической подготовке ребенка;
  • отсутствие контроля взрослых за тем, как разговаривает их ребенок.

Симптомы дисграфии

Основным признаком заболевания являются стойкие ошибки в написании слов, которые не связаны со знанием правил и норм языка.

К таким ошибкам относят:

  • замена букв, которые сходны по написанию;
  • замена звуков, имеющих схожее звучание;
  • слитное написание раздельных и раздельное написание слитных частей речи;
  • лишние слоги, перестановка и пропуск букв.
Симптомы дисграфии
Дисграфические ошибки

Почерк у детей при данной патологии трудноразличимый, они пишут неуверенно и очень медленно. При артикуляторно-акустической форме заболевания грамматические ошибки обычно связаны с неправильным произношением слов.

При акустической форме заболевания произношение у ребенка не нарушено, но восприятие произносимых слов на слух недостаточно сформировано. При этой форме ребенок заменяет буквы, которые на слух воспринимаются похоже.

При аграмматической форме ребенок не может правильно изменять слова, неправильно строит предложения.

При оптической форме заболевания ребенок при написании текста смешивает или заменяет буквы, которые имеют схожее написание.

Помимо вышеперечисленных симптомов заболевание может проявляться снижением работоспособности, неврозами, гиперактивностью малыша, снижением памяти и внимания.

Диагностика дисграфии

Для постановки правильного диагноза может понадобиться совместная работа сразу нескольких докторов (логопеда, оториноларинголога, невролога).

Необходимо исключить вероятность наличия у пациента проблем со слухом и зрением, дифференцировать дисграфию от неграмотности ребенка.

Кроме этого, диагностика данного патологического состояния организма включает в себя:

  • анализ того, как пишет пациент;
  • изучение речи ребенка по специальной технологии.
Постановка диагноза дисграфия
Диагностика дисграфии

Если ребенок может писать, но делает это с большим количеством ошибок, то говорят о наличии у него дисграфии. Если пациент вообще не может освоить письменную речь, то ставится диагноз аграфия.

Так как письменная речь тесно связана с чтением, у ребенка с нарушением письма часто диагностируют сопутствующие заболевания — алексия, дислексия. Кроме этого, такие дети плохо и мало говорят, не могут строить сложные предложения.

Следует помнить, что дисграфия не пройдет сама по себе, ее необходимо лечить. Причем, чем раньше будет начата терапия, тем благоприятнее прогноз. При отсутствии лечения заболевание прогрессирует, ребенок не может полноценно учиться и не овладевает предлагаемой школьной программой даже на базовом минимальном уровне.

Лечение дисграфии

Коррекция дисграфии у младших школьников комплексная. В лечении участвует логопед, который разрабатывает индивидуальный план занятий с ребенком, исходя из имеющихся у него проблем и психолог, который помогает малышу освоиться в школе и преодолеть связанные с болезнью сложности в общении со сверстниками.

Наиболее эффективными способами коррекции дисграфии являются:

  • проведение специальных занятий с логопедом, которые направлены на улучшение речи;
  • коррекция неправильного произношения звуков;
  • занятия, улучшающие мышление, внимание и память ребенка;
  • повышение словарного запаса;
  • специальные упражнения для исправления дисграфии;
  • развитие умственно-аналитической деятельности;
  • формирование правильной грамматики;
  • письменные упражнения, при помощи которых ребенок закрепляет полученные на занятиях навыки.

Помимо этого, для устранения дисграфии у детей может быть назначено реабилитационное (массаж, гидротерапия, физиотерапия) и терапевтическое лечение. Коррекция оптической дисграфии заключается в выполнении различных упражнений, которые были разработаны специалистами специально для решения подобных проблем.

Для улучшения восприятия ребенком цвета проводятся специальные занятия, во время которых он называет цвета на показываемых картинках, учится формировать их в группы по оттенкам или цветовому фону. Кроме этого специалист дает малышу задание закрасить различные картинки в конкретные цвета.

Упражнения для исправления дисграфии
Лечение дисграфии

Преодоление дисграфии также заключается в выполнении специальных упражнений по распознаванию букв. Например, ребенку в игровой форме предлагается найти определенную букву, определить в каком слове допущена ошибка и так далее.

Для развития памяти ребенку предлагаются такие упражнения, как запоминание предметов либо картинок, их расположения и цвета. Для развития пространственной ориентации ребенку необходимо научиться ориентироваться в собственном теле (например, различать левую и правую сторону), на листе бумаги и в окружающем мире.

Огромную роль в успешном лечении заболевания играют родители ребенка. Именно они должны своевременно обнаружить у малыша задержку в развитии речи и обратиться к специалисту. Чем раньше будет сделан этот шаг, тем благоприятнее прогноз.

Лучше всего решить все проблемы до школы, иначе ребенку будет сложно учиться на равных со своими сверстниками, что может привести к возникновению целого ряда психологических проблем. Логопед разработает для малыша индивидуальную программу, по которой заниматься можно будет не только у него на сеансах, но и дома.

Если родители решают начинать бороться с проблемой, когда ребенку уже исполнилось 9-10 лет, то скорректировать письменную речь будет гораздо сложнее. Необходимо, чтобы ребенок осознавал свою проблему и хотел от нее избавиться. Не стоит давить на ребенка психологически.

Довольно часто ошибки при письме являются следствием того, что ребенок боится ошибиться или считает, что неспособен писать правильно и без ошибок. Избавить его от этого ложного ощущения могут только родители и грамотный психолог.

Профилактика дисграфии

Первичные профилактические мероприятия при дисграфии у детей направлены на предотвращение развития любых патологий у женщины во время беременности и родов, а также снижение родового травматизма. Кроме этого, необходимо на ранних этапах выявлять неврологические нарушения у малыша и проводить их своевременное лечение.

Вторичная профилактика заключается в своевременной диагностике проявлений дисграфии и проведении реабилитационных мероприятий, в которых должны участвовать родители малыша, педагоги, логопед, психолог.

Коррекцию грамматических ошибок необходимо начинать еще в раннем возрасте. Воспитатели в садике должны обращать внимание на то, как ребенок произносит слова, строит предложения и исправлять его речь.

В последние годы наблюдается тенденция к раннему изучению иностранных языков. Считается, что если ребенок начинает учить второй язык с трех лет, то учеба дается ему легче и он быстрее осваивает новый язык. Но у этого есть и обратная сторона. В результате обучения у ребенка могут развиться такие патологии, как дисграфия и дислексия.

Родители не должны повторять за ребенком неправильное произношение слов. Наоборот, нужно не лениться и каждый раз поправлять малыша, обращая его внимание на то, как правильно произносится то или иное слово. Это позволит в будущем избежать проблем с письменной речью.

Здоровья вам и вашим детям!