Описание
Афазия — это расстройство речевой функции, выражающееся в полной либо частичной потере способности понимать речь окружающих и пользоваться своим речевым аппаратом. При этом собственные функции слуха и артикуляционного аппарата сохранны. Афазия характеризуется утратой уже сформировавшейся речевой функции, которая формируется у людей с детского возраста, а не в тех ситуациях, когда речь не формируется изначально. Афазия развивается вследствие дисфункции участков мозга, расположенных в его левом полушарии и, помимо речевой деятельности, сопровождается глубокими изменениями в сенсорной, двигательной, психической сфере человека. Афазия поражает преимущественно лиц зрелого возраста, у детей же возникает крайне редко. Являясь сложным расстройством, афазия для своего лечения требует совместных усилий специалистов различных клинических специальностей.
Причины:
- заболевания мозговых сосудов;
- травмы головного мозга;
- нейроинфекции;
- длительно протекающие заболевания ЦНС со склонностью к прогрессированию.
Факторы риска афазии:
- пожилой и старческий возраст;
- наследственная предрасположенность;
- атеросклеротическое поражение сосудов;
- артериальная гипертензия;
- отягощенный неврологический статус.
Степень выраженности речевых нарушений определяется множеством составляющих, среди которых: топика и площадь фокуса поражения, его причина, возрастной фактор, фоновое состояние здоровья. Наиболее часто афазия развивается у лиц, перенесших ОНМК, ей страдает каждый третий больной.
Виды афазий и их симптомы
- Эфферентная моторная афазия — речь напоминает телеграфный стиль, грубо нарушаются чтение и письмо.
- Афферентная моторная афазия — делает сложным поиск отдельной артикуляторной позы, необходимой для произнесения конкретного звука, нарушается понимание разговорной и письменной речи.
- Акустико-гностическая афазия (сенсорная афазия) — невозможность понять обращенную речь при сохранном слухе, «речевая окрошка», логорея, нарушения письма, чтение сохранно.
- Акустико-мнестическая афазия — страдает слуховая и речевая память, визуальное представление о предмете, трудно удерживается информация, воспринимаемая слухом, речевая активность повышена.
- Оптико-мнестическая афазия — страдают зрительная память, понимание читаемого текста, письменные навыки, операции счета.
- Амнестико-семантическая афазия — забываются названия предметов и явлений, общеупотребительных фраз, возникают трудности с пониманием читаемого текста.
- Динамическая афазия — снижена словесная активность, при сохранном чтении и письме.
По характеру нарушений речевой функции можно еще и с определенной долей уверенности судить о топике пораженного участка головного мозга, но безотносительно причины при любом виде афазии происходит нарушение речи в целом. При обширных же повреждениях мозга, может формироваться тотальная афазия, когда нарушается способность и говорить, и понимать речь. Довольно часто афазия может иметь смешанный характер.
Диагностика
Диагностический поиск должен возглавлять невролог, либо нейрохирург, так как заболевания, вызывающие афазию входят в сферу их профессиональной компетенции. С этой целью выполняются:
- КТ головного мозга;
- МРТ головного мозга;
- МР-ангиография;
- УЗДГ сосудов головы и шеи;
- дуплексное сканирование сосудов головного мозга;
- спинномозговая пункция.
Логопед проводит исследование устной и письменной речи. Нейропсихолог выполняет диагностику модально-специфических форм памяти, способности к выполнению целенаправленных двигательных актов и зрительного узнавания, конструктивно-пространственной деятельности, интеллектуальных процессов.
Лечение афазии
Коррекционная работа при афазии осуществляется неврологом, либо нейрохирургом и логопедом. В первую очередь лечится заболевание, ставшее причиной афазии: для этого может потребоваться даже нейрохирургическое вмешательство, в обязательном порядке проводится медикаментозная терапия, а в реабилитационном периоде — физио- и механотерапия, ЛФК, массаж. Восстановительное обучение при афазии, которое должно начинаться в как можно более ранние сроки, имеет свои особенности в зависимости от ее вида, но направлено, в первую очередь, на восстановление речи. Восстановление речи при афазии может произойти спонтанно, за несколько часов или дней, даже без какого-либо лечения: такое случается при кратковременных нарушениях мозгового кровообращения. Но в большинстве случаев на это требуется много месяцев или лет. Современная коррекционная работа при афазии уже невозможна без применения компьютера для развития нарушенной речевой способности пациента с помощью специальных коррекционных программ. Следует отметить, что после стабилизации неврологического статуса, основная часть работы ложится на логопеда и родственников пациента, которые должны стимулировать его речевую активность.
Основные лекарственные препараты
ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. ПРОКОНСУЛЬТИРУЙТЕСЬ С ВРАЧОМ.
- Пирацетам (ноотропное средство). Режим дозирования: в/м или в/в, в начальной дозе 2,0-4,0 г/сут., в течение нескольких дней доведя ее до 4-6 г/сут. При улучшении состояния препарат назначают внутрь в дозе 1,2-1,6 г/сут. на 3-4 приема.
- Фенибут (ноотропное средство). Режим дозирования: внутрь, в дозе 20-750 мг на один прием.
- Кавинтон (нейропротективное средство). Режим дозирования: внутрь, в дозе 15-30 мг/сут. на 3 приема. Курс лечения — 1-3 мес.
- Курантил (ангиопротективное средство). Режим дозирования: внутрь в дозе 75–225-600 мг/сут. на 3-6 приемов.
Рекомендации
- Консультация невролога.
- Консультация логопеда.
- Консультация медицинского психолога.