Синдром дефицита внимания и гиперактивности

Психические расстройства

Медучреждения, в которые можно обратиться

Общее описание

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) представляет собой состояние, при котором человек испытывает трудности с фокусировкой внимания, склонен к необдуманным действиям, импульсивен. Такое состояние может начаться в раннем детстве и продолжаться до глубокой старости. Без лечения человек с СДВГ доставляет неудобства себе и окружающим, обучение детей с гиперактивностью затруднено, взрослый человек не может полноценно работать, социально адаптироваться.

Различают следующие признаки синдрома дефицита внимания и гиперактивности: невнимательность, неусидчивость, непоседливость, импульсивность действий.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности обычно диагностируется у детей в возрасте 6-12 лет, когда они начинают учиться и обращают на себя внимание учителей.

Способы лечения синдрома дефицита внимания и гиперактивности в настоящее время отсутствуют. Тем не менее, можно контролировать проявление симптомов СДВГ. Обычно для этого используют лекарственные препараты и поведенческую (бихевиоральную) терапию. Применение лекарств должно проходить под контролем врачей и родителей по причине наличия серьезных побочных эффектов, включающих потерю аппетита, головную боль, расстройство пищеварения, тики и судороги, проблемы со сном.

Поведенческая терапия направлена на внесение изменений в окружение, способных положительно повлиять на поведение ребенка. Как правило, психотерапевтическая поддержка и участие родителей позволяют улучшить успеваемость ребенка в школе и повысить самооценку.

Воспитание детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности представляет собой нелегкую задачу. Родители должны постоянно следить за своим ребенком и правильно реагировать на его поведение. Родителям целесообразно выработать тактику проведения при проявлении ребенком гиперактивности.

Различные стрессовые ситуации в семье (развод, насилие, злоупотребление алкоголем) могут усугубить и без того нелегкое состояние ребенка с СДВГ. Своевременная диагностика и корректирующее лечение позволяют адаптировать ребенку к социуму и дают возможность нормального развития.

Причины синдрома дефицита внимания и гиперактивности

Точные причины возникновения синдрома дефицита внимания и гиперактивности пока не установлены, но СДВГ может несколько раз проявляться в рамках одной семьи, что дает основание предположить наследственный характер. В настоящее время проводятся исследования с целью найти гены, отвечающие за возникновение СДВГ.

Более ранние исследования синдрома дефицита внимания и гиперактивности показали, что риск СДВГ повышается у детей, чьи матери во время беременности курили, употребляли алкоголь и другие наркотики. Кроме того, СДВГ связывают с контактами со свинцом во время беременности.

Не смотря на то, что некоторые родителя наблюдают гиперактивность у своих детей после приема сладостей и ненатуральной еды с добавками, влияние таких блюд на развитие СДВГ не подтверждено.
 

Причины СДВГ: наследственность Причины СДВГ: образ жизни матери при беременности Причины СДВГ: прием сладостей и ненатуральной еды
Причины СДВГ:
наследственность
Причины СДВГ: образ жизни
матери при беременности
Причины СДВГ: прием сладостей
и ненатуральной еды

Симптомы синдрома дефицита внимания и гиперактивности

Различают три типа симптомов СДВГ, в том числе:

  • Трудности с фокусировкой внимания (невнимательность). Люди с СДВГ рассеяны, и им трудно сфокусироваться на одной задаче.
  • Неусидчивость, непоседливость (гиперактивность). Виды гиперактивности у детей: дети не могут спокойно сидеть длительное время, они вынуждены менять позу, дергаться, бегать и т.д. Подростки и взрослые испытывают тревогу и беспокойство, они не могут читать или заниматься чем-либо другим, требующим внимания и спокойствия.
  • Необдуманные действия (импульсивность). Люди с СДВГ могут говорить, смеяться слишком громко, их легко разозлить, вызвать гнев. Дети не могут дожидаться своей очереди в играх или занятиях, или своей порции в столовой, что осложняет взаимоотношения с другими детьми. И дети, и взрослые с СВДГ склонны к принятию скоропалительных решений, оказывающих влияние на всю жизнь. Они могут необдуманно тратить деньги или часто менять места работы.
Трудности с фокусировкой внимания (невнимательность) при СДВГ Неусидчивость, непоседливость (гиперактивность) при СДВГ Необдуманные действия (импульсивность)
Трудности с фокусировкой внимания (невнимательность) Неусидчивость, непоседливость (гиперактивность) Необдуманные действия (импульсивность)


Обычно родителям известно, как проявляется гиперактивность у их детей, вместе с тем важно знать, что трактовать это состояние можно различным образом в зависимости от возраста:

  • У дошкольников проявление указанных симптомов не является отклонением, а скорее нормальным поведением. Таким образом, гиперактивность у ребенка 5 лет не является симптомом СДВГ.
  • В возрасте 6-12 лет проявление указанных симптомов наиболее очевидно, поведение детей с СДВГ явно отличается от поведения обычных детей. Соответственно, гиперактивность у детей младшего школьного возраста является поводом обратить внимание и проконсультироваться с врачом. Вместе с тем, родителям нужно избегать самостоятельных диагнозов, т.к. гиперактивный ребенок не обязательно страдает синдромом дефицита внимания.
  • В возрасте 13-18 лет проблемы могут усугубляться.
  • Симптомы синдрома дефицита внимания и гиперактивности у взрослых могут быть менее заметны по сравнению с детьми.

Диагностика синдрома дефицита внимания и гиперактивности

У детей дошкольного возраста выявить СДВГ сложно, т.к. симптомы проявляются как обычное поведение для такого возраста.

В возрасте 6-12 лет синдром дефицита внимания и гиперактивности уже может существенно влиять на жизнь ребенка, т.к. его поведение уже выходит за рамки норм. СДВГ оказывает влияние на все аспекты жизни ребенка, в том числе — на учебу, свободное время, сон, адаптацию к переменам. В этом возрасте идет формирование проблем, определяющих ограничения в более позднем возрасте. Важно диагностировать отклонение в этом возрасте, чтобы своевременно начать коррекцию.

Симптомы СДВГ, которые были выявлены в возрасте 6-12 лет, у 60-85% детей продолжают проявляться и в подростковом возрасте. Дети медленно взрослеют, отстают в эмоциональном развитии от сверстников.

У взрослых наблюдаются невнимательность, трудности с самоорганизацией, выполнением заданий. Однако с возрастом детские проблемы уходят на второй план, и бывшие непоседы и невнимательные ученики часто лучше адаптируются к выполнению рабочих, должностных операций, нежели в школьном возрасте.
 

Дети с СДВГ в школе СДВГ у взрослых
Дети с СДВГ в школе СДВГ у взрослых


Часто вместе с СДВГ у людей встречаются и другие расстройства, в том числе дислексия, оппозиционно-вызывающее расстройство (ОВР), расстройства поведения, депрессия.

По вопросу диагностики СДВГ следует обратиться к врачу, поводом могут служить следующие проявления:

  • У ребенка возникают проблемы в школе и дома по причине невнимательности, импульсивности, гиперактивности. Родители и учителя, как правило, отмечают это в течение первых лет обучения в школе.
  • Ребенок испытывает тревожные и депрессивные состояния в течение нескольких недель подряд, и эти состояния становятся сильнее.
  • Ребенок плохо учится или ведет себя в школе.

Постановка диагноза СДВГ может занять много времени и требует длительных наблюдений и регулярных визитов к врачу.

Методики выявления гиперактивности у детей включают следующие подходы:

  • Разговор с ребенком, опрос родителей.
  • Изучение истории болезни, медицинской карты.
  • Осмотр больного.
  • Специальные поведенческие тесты.

Еще до обращения к врачу родителям рекомендуется вспомнить, в каком возрасте у ребенка начали проявляться беспокоящие их симптомы, как долго и как часто они проявляются, насколько они влияют на учебу и поведение, социальную адаптацию.

Лечение синдрома дефицита внимания и гиперактивности

В начале лечения синдром дефицита внимания и гиперактивности должен быть правильно и точно диагностирован, должно возникнуть понимание сильных и слабых сторон ребенка. На основании этого понимания может быть выстроена индивидуальная стратегия лечения и дан ответ на вопрос как именно заниматься коррекцией гиперактивности у детей.
 

Лечение синдрома дефицита внимания и гиперактивности
Лечение синдрома дефицита внимания и гиперактивности


За рубежом обычно лечение гиперактивности у детей базируется на сочетании лекарственной и поведенческой терапии. Медикаментозное лечение зависит от возраста ребенка. Из медикаментов применяются различные психостимуляторы, которые по американской статистике приводят к снижению гиперактивности у детей в 70% случаев. Вместе с тем, у детей под воздействием стимуляторов появляется зависимость, в результате возможно возникновение синдрома отмены и переход в более позднем возрасте к злоупотреблению более серьезными наркотическими веществами. Кроме того, психостимуляторы только маскируют симптомы, и после их отмены все проявления полностью возвращаются, что говорит о низкой эффективности такой терапии. Тоже относится и к применению успокоительных лекарств при гиперактивности ребенка.

Лучшие результаты позволяет достичь поведенческая (бихевиоральная) терапия, в рамках которой дети изучают стратегии поведения, позволяющие им лучше контролировать себя, решать проблемы, налаживать коммуникацию с людьми, повышать внимательность и усидчивость. Обучение проходит в формате игры для детей с гиперактивностью. Программа работы с детьми с синдромом дефицита внимания включает индивидуальные и групповые занятия, занятия с родителями.

Кроме того, семьям с детьми с СДВГ рекомендуются совместные сеансы психологического консультирования, позволяющего достичь лучшего взаимопонимания между членами семьи, выявить внутрисемейные проблемы и найти пути их решения.

Самостоятельно родители могут помогать детям с СДВГ следующими способами:

  • Родители должны находиться в хорошей физической и умственной форме. Помощь больному СДВГ ребенку является трудным занятием и поэтому важно, чтобы родители смогли это вынести физически и эмоционально.
  • Родителям целесообразно изучать СДВГ, знать предмет изнутри, чтобы понимать ребенка и его поведение.
  • Важная часть поведенческой терапии заключается в том, что ребенку надо постоянно давать понять, что любые действия имеют последствия.
Помощь родителей детям с СДВГ
Помощь родителей детям с СДВГ

Кроме лекарств и психотерапии, существенный вклад в борьбу с недугом могут внести и методы нетрадиционной медицины. Например, акупунктура и биологическая обратная связь позволяют снизить стресс и мышечное напряжение, улучшить общее состояние больного и повысить качество жизни.

Также хорошие результаты в коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности позволяет достичь остеопатия. При лечении СДВГ остеопаты исходят из того, что это синдром не возникает сам по себе. Остеопатия практикует целостный (холистический) подход к лечению болезней, в основе которого лежит понимание, что болезнь представляет собой определенное состояние всех систем организма: структуры (костей, мышц, сухожилий), кровеносной системы, нервной системы, внутренних органов. Задача остеопата состоит в том, чтобы путем остеопатических манипуляций привести все системы в гармонию, т.е. в здоровое состояние. При этом, как отмечают сами остеопаты, при СДВП структуры находятся в состоянии травмы: отмечаются поражения в структурах головы, шеи, неправильная работа суставов, позвоночника, таза. Вполне возможно, что причиной такого состояния структур действительно является травма, полученная при рождении или даже до него, или же травмы, полученные уже после рождения. В данной ситуации остеопатия работает с СДВП как с последствиями травмы, а для преодоления этих последствий имеется много различных техник, которые хорошо известны квалифицированному врачу-остеопату. Кроме помощи непосредственно на приеме, остеопат разработает систему поддерживающих упражнений, выполнение которых позволяет закрепить положительный эффект, полученный во время лечения.
 





Вопросы пользователей (2)

  • Бахытгуль 2016-12-16 16:23:51
    Здравствуйте,у меня вопрос. Моему ребенку сейчас 1,7 мес,с полугода ребенок очень нервный,плаксивый,истерит без повода каждую минуту и выгибается сильно,в транспорте любом,ездить вообще не любит,сел…
  • Андрей 2016-10-04 13:39:51
    Мне 21. У меня возникли подозрения что у меня синдром дефицита внимания. Каким образом можно диагностировать это заболевание, куда обращаться, и можно ли вылечиться самостоятельно?

Задать вопрос врачу

* обязательные поля
Ответ придет на указанную почту в ближайшие несколько дней. Вопрос и ответ будут опубликованы на сайте. Нажимая кнопку «Отправить», Вы подтверждаете свое совершеннолетие и согласие на получение новостей в области медицины и здоровья.

Медучреждения, в которые можно обратиться:

Центр помощи при дислексии в Москве

Рейтинг: 9.4 нет отзывов

Москва, Рубцовская набережная, дом 2

все адреса
ПСИХОДИНАМИКА, психологический центр

Рейтинг: 5.95 1 отзыв

Москва, Машкова, 6 ст4

НЦ ЖИЗНЬ

Рейтинг: 5.35 нет отзывов

Москва, Таежная, 1

все адреса
Палеон, психологический центр

Рейтинг: 5.35 нет отзывов

Москва, Генерала Ермолова, 10/6

Медицинский центр доктора Шорина

Рейтинг: 5.35 нет отзывов

Москва, Угловой переулок, 27

Бест Клиник, медицинский центр

Рейтинг: 5.35 нет отзывов

Москва, Спартаковский переулок, 2 ст11

все адреса
Оригитея, клиника доктора Мухиной

Рейтинг: 6.35 15 отзывов

Москва, Комсомольский проспект, 32.

все адреса
Центральная поликлиника Литфонда

Рейтинг: 5.75 1 отзыв

Москва, Аэропортовская 1-я, 5

Астери Мед, сеть медицинских центров

Рейтинг: 5.35 нет отзывов

Москва, Велозаводская, 13 ст2

все адреса
К+31, медицинский центр

Рейтинг: 5.35 нет отзывов

Москва, Тестовская, 10

все адреса
МедКвадрат, сеть медицинских клиник

Рейтинг: 5.35 нет отзывов

Москва, Каширское шоссе, 74 к1

все адреса
ПрофиМед, поликлиника

Рейтинг: 6.15 1 отзыв

Москва, Отрадная, 2Б

Хеликс, лабораторная служба

Рейтинг: 6.35 4 отзыва

Москва, Новокосинская, 24 к1

все адреса
ITB Company
Разработка сервиса
Доступно на Google Play