Гогуадзе Татьяна Валерьевна

Психолог · Логопед · Первая категория
Московский специалист и эксперт в области знаний по дислексии. Практикующий учитель-дефектолог, учитель-логопед дошкольных, школьных и медицинских учреждений, автор книги "Дислексия мозга. За гранью известного", директор Центра Дислексии Татьяны Гогуадзе С 2002 года ведёт активную просветительскую деятельность на своём портале о дислексии и для дислексиков dyslexia.ru, а также на канале на Яндекс.Дзен: https://zen.yandex.ru/tatyanagoguadze

Трудности в обучении школьников XXI века

Трудности обучения в начальной школе.

СЕГОДНЯ всё чаще встречаются дети, которые жалуются на то, что им больно читать и писать ручкой. Я стала разбираться с этой проблемой и вот что выяснила. Частые и продолжительные игры детей на планшетах и айфонах формируют совершенно противоестественную для чтения и письма динамику работы глазных мышц. Дети, испытывающие трудности в обучении, очень подвержены зависимости от электронных устройств. С гаджетом легко взаимодействовать и приятно, с ним ребёнок отдыхает. В итоге такого отдыха – труднопреодолимые трудности в обучении школьников.

Частые игры на электронных устройствах – вот причина, по которой ребёнку трудно фокусировать взгляд и удерживать его на объекте, который не движется, потому что глаза привыкли следить за движущимися яркими объектами в играх. В итоге, трудности в обучении чтению, трудности при обучении письму по причине, с которой справится только  специалист - это неспособность удерживать статический объект глазами.

Трудности в обучении школьников возникают в результате зрительного стресса, который получает ребёнок каждый раз, когда сидит за планшетом более 30 минут. Диагностика трудностей в обучении всё чаще показывает, что дети с трудностями в обучении практически не способны прослеживать глазами строчки печатного текста слева направо, а возвратные движения глаз, которые необходимы для перехода на новую строку, очень трудны и часто даже болезненны для ребёнка. Данный двигательный навык глазных мышц формируется на базовом умении управлять своим телом. Хаотичное движение объектов, что используется в компьютерных технологиях, никак не способствует формированию специфических движений глазных мышц, которые так необходимы при прослеживании строки слева направо и сверху вниз. В итоге, нарушение движений глаз объясняет многие трудности в обучении младших школьников.

Для того чтобы обучение чтению и сам процесс чтения был для ребёнка комфортным и оптимальным, ребёнок должен быть способен переводить взгляд слева направо и уметь делать это внимательно и сосредоточенно на протяжении всего процесса чтения или письма. Необходимо удерживать внимание и управлять мышцами глаз. У детей, которые часто общаются с гаджетами, мы наблюдаем «бегающий» взгляд – вот причины трудностей в обучении у современных школьников.

Ещё одна проблема, которая объясняет трудности в процессе обучения – это дыхание, а именно, нарушение ритма дыхания. Если бы взрослые понаблюдали за ребёнком во время игры на планшете, то без труда бы увидели, что ребёнок настолько увлечён, поглотившим его процессом, что даже забывает дышать! Дети, испытывающие трудности в обучении, обычно, затаив дыхание, ждут разрешения взять гаджет. Ребёнок, который добился  своего и взял в руки гаджет, настолько увлечён и поглощен игрой, что забывает даже дышать, что, безусловно, вызывает кислородное голодание головного мозга и общее изменение ритма дыхания.

Трудности обучения в 1 классе, которые спровоцированы действием электронных устройств: моторные трудности  при обучении письму, общие трудности в обучении чтению, трудности обучения русскому языку, тремор руки, проявленные трудности переключения с одного вида деятельности на другой, трудности организации своего учебного процесса, частая и резкая смена настроения, эмоциональная нестабильность.

Трудности в обучении младших школьников, которые спровоцированы действием электронных устройств: эмоциональная нестабильность, плаксивость у мальчиков, выраженные и трудно преодолимые трудности при обучении письму, сложности формирования почерка, медленное письмо и чтение, трудности обучения русскому языку, ярко выраженная безграмотность которая проявляется на письме и в чтении заменами или перестановками букв, слогов, угадывающее чтение, а так же дисграфия письма, которая чаще всего является следствием дислексии у ребенка.

Трудности подростков в обучении, которые спровоцированы действием электронных устройств: высокая чувствительность и слабая выносливость к эмоциональным нагрузкам в школе, раздражительность, эмоциональная несдержанность, агрессивность в словах и поступках, крайне неразборчивый почерк, безграмотное и небрежное письмо, слабый интерес к чтению, устойчивые трудности обучения русскому языку.

Диагностика трудностей в обучении.

Сегодня диагностика всё чаще выявляет трудности в обучении школьников очень схожие с нарушениями как при дислексии и дисграфии. Ошибки в чтении и письме такие же, а вот причины таких ошибок совершенно разные. Диагностика должна выявлять причины трудностей в обучении и специалист должен дать семье чёткий ответ на вопрос: «Почему ребёнок так безграмотно пишет и медленно читает» и только в этом случае коррекция будет эффективной и в короткие сроки семья сможет преодолеть трудности в обучении у своего ребёнка.

Заботливые родители обязательно должны пройти вместе с ребёнком профилактический осмотр ещё до школы на предмет выявления дислексии, дисграфии у ребёнка, чтобы предупредить трудности при обучении письму и трудности в обучении чтению у своего будущего школьника.

Профилактический осмотр детей дошкольного возраста и учащихся 1-го класса позволяет выявить и предупредить специфические трудности в обучении, а так же неврологические отклонения в поведении у детей с дислексией, такие как, плаксивость, частая смена настроения, подавленность или, наоборот, возбудимость нервной системы, которая проявляется как нервозность, беспокойность, гиперактивность. Именно профилактический осмотр позволяет предупредить эти болезненные состояния неврологического характера, более того, НЕ допустить их проявления.

Если у ребенка уже проявились трудности в обучении чтению или трудности при обучении письму семье необходимо записаться на диагностику, которая позволит выявить сильные стороны личности школьника, сформировать рекомендации для семьи по оздоровлению образа жизни и позволит понять, какие занятия и виды деятельности надо включить в режим дня школьника, чтобы переключить его внимание и, тем самым, отвлечь его от игр на планшете и айфоне.

Преодоление трудностей в обучении у школьников.

Практика работы с семьями уже показала, что преодоление трудностей в обучении  будет успешным, если родители готовы признать свои ошибки в воспитании и внести коррективы в образ жизни своей семьи согласно рекомендациям специалиста. По итогам диагностики семья может получить письменные рекомендации для учительницы, которые будут учитывать личностные особенности ребёнка и помогут учителю внести коррективы в обучающий процесс, чтобы убрать причины трудностей в обучении.

Как преодолеть трудности в обучении самостоятельно – это самый популярный вопрос, который слышит специалист сегодня от родителей. Скажу честно, ответ не пользуется популярностью у родителей, потому что преодоление трудностей в обучении стоит начинать с коррекции образа жизни семьи в целом!